- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Прокуратура в государственно-правовой системе российской федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015337 |
Тема: | Прокуратура в государственно-правовой системе российской федерации |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. Прокуратура в государственно-правовой системе российской федерации 7 1.1 ЗАРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ, ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 7 1.2 ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ 14 2. ОСНОВЫ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПНОСТИ 26 2.1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КООРДИНАЦИИ ПРОКУРАТУРОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ 26 2.2 СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ЗНАЧЕНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ПРОКУРАТУРЫ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ 38 2.3 ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ С ДРУГИМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ 56 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ 61 3.1 ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ 61 3.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬ 74 3.3 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СОБЛЮДЕНИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 76 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования определены следующими факторами. 1. Важнейшее общегосударственное значение в последнее десятилетие приобрела проблема борьбы с преступностью, повышения эффективности функционирования правоохранительных органов, среди которых особое место занимает прокуратура. В настоящее время незащищенность общественных интересов и интересов личности выходит на первый план в деятельности всей системы государственных, и особенно правоохранительных, органов, включая прокуратуру. 2. По мере осуществления в стране судебной и административной реформ, структурирования правоохранительной системы, специализации ее элементов все более очевидной становится необходимость развития теоретических основ координации правоохранительной деятельности. Эта констатация обусловлена рядом объективных факторов государственного строительства. Как государственно значимый вид деятельности координация, ее политико-правовая характеристика претерпели существенные изменения. Каждый из правоохранительных органов, названных в ст. 8 Закона о прокуратуре РФ, реально становится координатором правоохранительной и контрольной деятельности в пределах своего ведения. В результате прокуратура преобразуется в системного «координатора координаторов». 3. Сущностью координации прокуратурой деятельности всех правоохранительных органов является совместный анализ борьбы с преступностью, выполнение Федеральных программ борьбы с преступностью, разработка мер ее предупреждения, проведение совместных мероприятий по расследованию и раскрытию преступлений и обобщение их опыта, разработка предложений о совершенствовании форм координации. 4. Актуальность темы исследования связана и с тем, что с выдвижением общегосударственной цели - созданием правового государства данная проблематика стала привлекать пристальное внимание ученых и практиков, работающих в рассматриваемой сфере Повышение эффективности правоохранительных органов с точки зрения современных требований непосредственно связано с проблемами оптимизации их деятельности. В связи с чем особую актуальность приобретают исследования различных направлений оптимизации, т. е. различных средств и способов, которые в совокупности, в целостной многоуровневой системе должны приводить правоохранительную систему в состояние эффективности и рациональности, дополнять друг друга, сочетать в себе качества востребованности, своевременности и экономичности, способствовать одновременно и гарантированию прав личности, и эффективному функционированию всей правоохранительной системы. Объект исследования составили общественные правоотношения, возникающие в сфере координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на современном этапе развития российского государства. Предмет исследования: теоретические, правовые и методические основы осуществления прокуратурой координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Цель исследования - комплексное изучение правовой природы координационной функции прокуратуры, развитие научных основ и обоснование конкретных путей совершенствования координации деятельности по борьбе с преступностью в Российской Федерации. Для этого определены следующие задачи: - на основе современных научных достижений и результатов комплексного анализа практики сформулировать понятие и предмет координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью как самостоятельной функции прокуратуры; - определить цели, задачи и принципы координации правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, адекватные современным правовым реалиям; - выделить критерии определения участников координационных отношений; - исследовать и обобщить практику осуществления координационной функции прокурорами различных уровней (от городского (районного) до федерального); - с учетом современных требований проанализировать действующее законодательство, регулирующее координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; - проанализировать тенденции и закономерности развития функции координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; - выработать и обосновать предложения по развитию законодательства, регулирующего координационные отношения правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Теоретическую базу исследования составили труды ведущих специалистов: Д.М. Бакаева, В.Г. Бессарабова, С.Н. Братановского, А.Г. Звягинцева, В.Ю. Шобухина идр. Теоретической основой исследования послужило изучение и осмысление научных работ названных авторов, посвященных рассматриваемой теме, а также ряда разработок специалистов в области общей теории права, философии, криминологии, уголовного процесса, государственного управления, системы правоохранительных органов, их классификации и соотношения. Современные неоднозначные взгляды теоретиков, политиков и практиков на место и роль прокуратуры в системе правоохранительных органов в условиях кардинальных социально-экономических преобразований в стране, неуклонного роста преступности требуют переосмысления некоторых базовых теоретических положений, адекватного подхода к решению поставленных задач, подготовки конкретных предложений, реализация которых способствовала бы дальнейшему повышению значимости и укреплению координирующей функции прокуратуры в сложном процессе противодействия и предупреждения преступности и укреплению законности в государстве. Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», иные Федеральные законы, Указы Президента РФ, Приказы Генеральной прокуратуры РФ по вопросам деятельности прокуратуры РФ как координирующего органа в борьбе с преступностью. В исследовании применены общенаучные методы познания: диалектического системного анализа, исторический и логический методы. Использован комплекс специальных научных методов исследования - сравнительно-правовой, нормативно-логический, функциональный. Структура работы: введение; три главы, состоящие из восьми параграфов; заключение; список использованных нормативно-правовых актов специальной литературы по теме исследования; приложение. 1. ПРОКУРАТУРА В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Зарождение российской прокуратуры, ее роль в системе государственного управления современной России Прокуратура Российской Федерации занимает особое место в системе государственных органов и по праву является одним из важнейших конституционных правоохранительных институтов нашего государства Прокуратура Российской Федерации— единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»1. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие2. В прокуратуре России предусмотрена федеральная военная, правоохранительная и гражданская государственная служба. Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти. 12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура — «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть». Эта же мысль нашла своё отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. 3 С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором. Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной». В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров - был принят Декрет о суде №1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии. В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции: — осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путём возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; — непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления; — поддержание обвинения на суде; — наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия— право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР. 4 В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции: — надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР; — наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения; — возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР; — надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений; — общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик. Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. 5 В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путём издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей. Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113). Таким образом, в 1936г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему. В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче— победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941г. «О военном положении»6, работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям. Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».7 Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин. В мае 1955г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР. После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, - во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, - во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета СССР. В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры. В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти. В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 1.2 Задачи, основные направления, принципы организации и деятельности российской прокуратуры Прокуратура РФ является одним из старейших и важнейших правоохранительных органов государства. Современная российская прокуратура – это единая централизованная система федеральных органов, уполномоченных осуществлять от имени государства надзор за соблюдением и исполнением законов в РФ, уголовное преследование, а так же ряд иных функций в соответствии с законодательном РФ. Общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации указаны в п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», где определено, что прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения: 1) верховенства закона; 2) единства и укрепления законности; 3) защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) охраняемых законом интересов общества и государства. Задачи деятельности прокуратуры определяются ее государственно-правовым назначением и местом в правоохранительной системе РФ. Как орган, призванный обеспечить единство и укрепление законности в Российской Федерации, прокуратура призвана обеспечить: 1) своевременное выявление нарушений закона; 2) своевременное устранение нарушений закона; 3) предупреждение нарушений закона. К числу функций современной прокуратуры Российской Федерации следует отнести: ·- функцию надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; ·- функцию уголовного преследования; ·- функцию координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; ·- функцию участия прокурора в рассмотрении дел судами; ·- функцию участия в правотворческой деятельности; ·- функцию международного сотрудничества прокуратуры РФ с соответствующими органами других государств и международными организациями. Основная функция прокуратуры состоит в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Надзор за исполнением законов - сложная по содержанию функция прокуратуры, распространяется на многие урегулированные законом сферы правовых отношений. Прокурорский надзор состоит в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, в принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (исполнительно-распорядительная деятельность органов управления; деятельность органов предварительного следствия; действия органов исполнения судебных решений и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции. В их числе: - надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; - надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В сфере рассмотрения дел судами прокурор участвует во всех судебных инстанциях. Законом выделена задача вносить представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Следует подчеркнуть, что прокуроры осуществляют надзор не за судами, которые независимы при отправлении правосудия и подчиняются только закону. Самостоятельная функция прокуратуры - уголовное преследование за совершение преступлений. Она заключается в полномочии прокурора возбудить уголовное дело о любом преступлении, поручить производство расследования соответствующему следователю, органу дознания либо принять расследование по делу о любом преступлении к своему производству, выступать государственным обвинителем по уголовным делам в судах. Самостоятельной функцией является координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Уголовное преследование представляет собой процессуальную деятельность, которая осуществляется стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ). Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в соответствии со своей компетенцией осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства (п. 1 ст. 37 УПК РФ). Прокуратура осуществляет эту функцию наряду с другими правоохранительными органами, наделенными функцией расследования преступлений путем предварительного следствия и (или) дознания. Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в Конституции РФ. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации характеризуют наиболее существенные черты и признаки деятельности органов прокуратуры, основы ее организации и функционирования. Совокупность принципов организации и деятельности прокуратуры определяет функции прокуратуры, правовые средства, необходимые для их реализации, организационную структуру системы прокуратуры, характер взаимоотношений между ее отдельными элементами. Принципы объединяют всю систему органов прокуратуры, придают ей значение единой федеральной централизованной системы органов государственной правоохраны. Под принципами понимаются основные исходные положения, в соответствии с которыми строятся и функционируют органы прокуратуры. Итак, принципы - это основополагающие правовые идеи, определяющие сущность и предназначение федеральной централизованной системы органов прокуратуры. В соответствии со ст. 3 Закона о прокуратуре организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о прокуратуре и другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Законодательное закрепление принципов определяет их правовую основу и подчеркивает обязательность соблюдения каждым прокурором и прокурорским работником. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Закона о прокуратуре. Принципы организации и деятельности прокуратуры образуют завершенную систему, причем каждый принцип в этой системе выполняет самостоятельную роль. Одновременно они взаимосвязаны и дополняют друг друга, поэтому полноценная реализация каждого из них отдельно практически невозможна. Они действуют только как единое целое. Исключение одного принципа из обшей системы принципов организации и деятельности прокуратуры может привести к качественно иной прокурорской деятельности. Сущность принципов организации и деятельности прокуратуры заключается: 1. в определении системного построения органов и учреждений прокуратуры, а также отношений прокуратуры с другими органами, 2. в определении наиболее существенных черт и требований, 3. в обязательности их для каждого прокурорского работника независимо от занимаемой должности. Таким образом, можно сделать вывод, что принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации представляют собой устойчивую общность признаваемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами основополагающих положений, определяющих сущность системы органов прокуратуры, ее функции, структуру и характер взаимоотношений между входящими в эту систему элементами. Принципы организации и деятельности прокуратуры подразделяются на две основные группы: - общие принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации, - внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры. Общие принципы закреплены в Конституции Российской Федерации (ст. 129) и Законе о прокуратуре (ст. 4). К ним относятся: - законность; - единство и централизация прокуратуры; - независимость; - гласность. К внутриорганизационным принципам можно отнести зональный, предметный, предметно-зональный принципы. Свое отражение они находят в приказах, указаниях и других актах Генерального прокурора Российской Федерации. Принцип законности закреплен в Конституции РФ (ст. 15), определяющей, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Представляя собой основу правового государства, законность выступает как один из основополагающих принципов государственного руководства обществом в целом. Принцип законности имеет важнейшее значение среди всех принципов организации и деятельности прокуратуры. Законность - это необходимое условие для реализации всех остальных принципов данной системы. Законность составляет предмет прокурорского надзора, ибо на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности направлена вся деятельность прокуратуры. Задача обеспечения единства законности является основополагающей при формировании органов прокуратуры и в их деятельности. Прокуратура Российской Федерации - это единственная в стране система органов, для которых основная задача - надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, всеми правоохранительными и контролирующими органами, органами военного управления, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Исходя из принципа законности, законодатель устанавливает полномочия прокуроров и органов прокуратуры. В качестве ведущей функции прокуратуры принцип законности выделяет функцию надзора. Осуществляя от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, прокуроры обязаны неукоснительно исполнять их в своей деятельности. Принцип законности в системе принципов организации и деятельности прокуратуры является универсальным принципом. В деятельности прокуратуры он выражается не только в принимаемых ею мерах по выявлению и устранению правонарушений, привлечению правонарушителей к установленной законом ответственности, но и в обязательном соблюдении самими работниками прокуратуры Конституции РФ и требований законов. Этой задаче способствует совокупность норм, определяющих требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров, касающиеся их профессиональных и моральных качеств. Обеспечивать законность должны и созданные в органах прокуратуры службы безопасности. Неукоснительное соблюдение законов в самой деятельности прокуратуры означает: - осуществление деятельности прокурорами в пределах своей компетенции, без вмешательства в оперативно-хозяйственную и организаторскую деятельность поднадзорных органов и должностных лиц; - использование прокурорами своих полномочий при наличии законных поводов и достаточных оснований; - использование законных методов выявления нарушений законности, причин и условий, способствующих правонарушениям, и их устранение; применение законных мер воздействия к виновным в совершении правонарушений; - осуществление надзорных функций в правовых формах. Законность как принцип деятельности прокуратуры означает, что все ее органы осуществляют свои функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законом права и интересы юридических и физических лиц. Действия и решения прокурора, которые, по мнению субъекта правоотношений, являются незаконными или необоснованными, могут быть обжалованы вышестоящему прокурору или в суд. Принцип единства предполагает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре). Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени Российской Федерации в целом как единой федеральной системы. Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Так, любой прокурор - от районного до Генерального — вправе и обязан реагировать на незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, представления и др. Такие акты имеют обязательную юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами и должностными лицами. Действие принципа единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных законом. Принцип централизации системы органов прокуратуры состоит в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Именно он назначает на должность прокуроров субъектов РФ по согласованию с органами власти этих субъектов. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором РФ. Независимо от порядка назначения, все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, они подчинены и подотчетны ему. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль над нею. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генеральный прокурор РФ по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры (п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре). Принцип независимости. Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в стро....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Коллизии в национальной системе Российской Федерации противоречия законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъектов Российской Федерации
- Коллизии в национальной системе Российской Федерации противоречия законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъектов Российской Федерации
- Военная прокуратура Российской Федерации структура, полномочия, организация деятельности